
Мария Петрова, пациентка С. С. Корсакова, страдающая микроцефалией, психопатология которой подробно описана в его монографии «К психологии микроцефалов». МКБ-11 6A006A00 МКБ-10 F7070.—F7979. МКБ-10-КМ F70.F79 МКБ-9 317317—319319 МКБ-9-КМ 319 DiseasesDB 4509 MedlinePlus 001523 eMedicine med/3095 neuro/605neuro/605 MeSH D008607
У́мственная отста́лость, ранее — малоу́мие, олигофрени́я (др.-греч. ὀλίγος «малый» + φρήν «ум») — врождённая или приобретённая в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Во многом он синонимичен современному понятию умственной отсталости. В то же время последнее понятие несколько шире, так как включает не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, а, например, социально-педагогическую запущенность и диагностируется в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта и социальной дезадаптации без указания этиологического и патогенетического механизма, которые крайне разнообразны.
В американской классификации DSM-5 и Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) термин «умственная отсталость» (англ. mental retardation) заменён терминами «интеллектуальная инвалидность» (англ. Intellectual disability) и «нарушения интеллектуального развития» (англ. disorders of intellectual development) соответственно. Новые термины в этих классификациях синонимичны, хотя диагностические критерии несколько различаются.
Умственную отсталость отличают от приобретённого интеллектуального дефекта как следствия деменции (лат. de- «снижение, понижение, движение вниз» + mens «ум, разум»). Приобретённый интеллектуальный дефект — снижение интеллекта от нормального (соответствующего возрасту) уровня после завершения его развития, а при умственной отсталости интеллект взрослого человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня. Степень умственной недостаточности оценивается количественно интеллектуальным коэффициентом по стандартизованным психометрическим тестам.
Некоторыми учёными умственно отсталый определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Содержание 1 Классификация умственной отсталости 1.1 Степени тяжести 2 Эпидемиология
3 Этиология 3.1 Генетические причины умственной отсталости 4 Клиническая картина
5 Диагностика 5.1 Диагностические критерии МКБ-10 5.1.1 Указания на нарушения поведения
5.1.2 Указания на причину 5.2 Дифференциальный диагноз 6 Тестирование
7 Лечение
8 Социальная адаптация
9 Особенности межличностных взаимоотношений
10 Умственная отсталость и шизофрения 10.1 Пфропфшизофрения
10.2 Отграничение умственной отсталости от шизофрении 11 Отображение умственной отсталости в культуре
12 См. также
13 Примечания
14 Литература
15 Ссылки
Использование теста Векслера для определения интеллектуальных качеств