Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Психология кино — это область исследований, изучающая различные взаимосвязи киноискусства и психологии.

В психологии фильмы используются как дидактический материал в образовательном процессе, как стимульный материал в исследованиях психологических особенностей зрителя и в психологическом консультировании.
Киноискусство — это результат эволюции всех выразительных средств, которые используются в традиционных и использующих технические средства художественных системах. Кино оказывает наиболее сильное воздействие на зрителя. В первую очередь, это обусловлено природой человеческой психики. Большую часть информации из окружающего мира человек получает через зрительный и слуховой анализаторы.

. . . . . . . Сила воздействия кинематографического образа — в воздействии на весь комплекс человеческой воспримчивостиВиталий Николаевич Ждан

Кино не сводится к динамичным картинам в сочетании со звуковой дорожкой. Кинематограф открыт принципиальным новшествам: технологии 3D-изображения, тактильные воздействия, подвижные кресла, имитация запахов.
Кино более точно воспроизводит естественное восприятие человеком мира, то есть имитирует жизнь более полно, чем другие виды искусства.

“кино … нам кажется по своей специфике воспроизводящим явления по всем признакам того метода, каковым происходит отражение действительности в движении психического процесса.Сергей Михайлович Эйзенштейн

Кино способно заставить человека переживать, видеть и чувствовать так, как это делают его герои. Оно создает переживание непосредственного контакта с реальностью, включенности субъекта в реальность. Кино использует динамичные движущиеся точки и масштабы зрения, выразительные средства кино основываются на постоянном движении камеры, которая непрерывно показывает что-то новое под разными углами съемки. Это — один из существенных факторов возникновения эффекта субъективной включенности зрителя в события на экране. Оно заключает в рамку экрана отдельные элементы реальности, акцентируя на них внимание, придавая им определенное художественное и смысловое значение. Особое экранное пространство привлекает зрителя, язык, на котором говорит кино близок языку сна: «из чего угодно можно создать что угодно…это логика сновидения» (А. Якимович, 1993).
Кино воспроизводит не только события и объекты, но и формы их психического отражения: перцептивная деятельность зрителя, сосредоточение внимания, работа мышления. Оно действует по законам механизмов психики. Кино может имитировать эмоциональные состояния и волевые усилия зрителя. Отображаемая в кино реальность дает возможность зрителю уловить определенное неявное чувственное и смысловое содержание. Художественное произведение стимулирует у зрителя внутреннюю работу, трансформацию его состояния. Восприятие фильма наиболее близко восприятию человеком реальности. Воспринятые с экрана образы часто всплывают в памяти зрителя, появляются в сновидениях. Известно, что увлеченные киноманы, иногда не могут отличить воспоминания о картинах из фильмов от реальных событий из жизни.

Человек идет туда (в кино, примеч.) за жизненным опытом, потому что кинематограф, как ни одно из искусств, расширяет, обогащает и концентрирует фактический опыт человека, и при этом не просто обогащает, но делает длиннее, значительно длиннее.Андрей Арсеньевич Тарковский

Создание фильма — это «ваяние из времени», экранное время предъявления тех или иных событий и объектов — важный художественный прием кинематографа. Кино трансформирует время, управляет переживаниями зрителя — управляет чувством реальности, углубляет его и интенсифицирует.

Кино обладает универсальным языком образов, который доступен для прочтения вне зависимости от национальности, пола, культурной принадлежности.

Содержание 1 Основные направления психологических исследований кино. 1.1 Психофизиология
1.2 Социология
1.3 Отечественная психология
1.4 Психодинамический подход
1.5 Современные исследования в психологии кино 2 Три области применения психологических знаний в кино 2.1 Психолоия режиссера
2.2 Психология в киносюжетах
2.3 Психология кинозрителя 3 Литература
4 Примечания
Психологические механизмы формирования социальных стереотипов